Духовные беседы

СТАТЬИ

 

 

 

 


 

СТАТЬИ  АННОТАЦИИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ПОЧТА  

 ГЛАВНАЯ

 

  Rambler's Top100

   

  Rambler's Top100

 

О СОПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЙ

Московский Север» 07.10.2001. Гости программы: настоятель храма Сошествия Святого Духа на Апостолов на Лазоревском кладбище иеромонах Сергий (Рыбко) и вице-президент Московской федерации таэквон-до, обладатель степени черный пояс пятый дан инструктор международного класса Стёганцев Андрей Валерьевич)

«Иисус пришел в Иерусалим; и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин. 2.13-15).

«Духовно здоровый человек не может не возмущаться при виде внутренно торжествующего и внешне изливающегося зла; он не может не чувствовать, что несопротивление ему есть не только попущение, и одобрение, и молчаливое одобрение, но и соучастие в его поступке; считая злодея по совести – буйным очагом противодуховности и видя тщету духовного и словесного понуждения, он не может, не смеет, не должен воздерживаться от внешнего пресечения».

«Владеть силой и мечом может лишь тот, кто владеет собой, т.е. своими страстями и своим видением; ибо если человек не владеет собой, то меч и сила овладевают им и не они будут его орудием и средством, а он сам станет их средством и орудием; и тогда он «погибнет от меча» не физически, а нравственно и духовно: силы его будут растрачены, душа его будет изуродована и борьба проиграна. Вот почему очищение души есть основное условие победы в борьбе со злом».

«Сопротивляться злу надлежит с сознанием, что средство это есть единственно-оставшееся, крайнее и неправедное; что это средство не «оправданное» и не «освященное», а принятое в порядке духовного компромисса; и что в силу этого оно должно быть при первой же возможности оставлено и заменено другими, более духовными, достойными и любовными средствами. Там, где действует слово, не нужен меч. Там где можно остановить человека обличением или угрозой, не надо заключать его в тюрьму. Там, где его обратит верно устроенная и воспитывающая тюрьма, - не нужна казнь. Ибо дух человека преобразуется любовью, свободой, убеждением, примером и воспитанием, а не силой. Сила не строит дух, а только пресекает нападающую противодуховность».

«…Вопрос о сопротивлении злу силой столь же древен, как человеческое общежитие и человеческая совесть; он не исчезнет до тех пор, пока не придет и не восторжествует Царство Божие. И пока человечество будет жить на земле, оно вынуждено будет героически разрешать этот трагический вопрос».

И.А. Ильин «О сопротивлении злу силой».

Книга русского религиозного философа И.А. Ильина вышла в свет в 1925 году и сразу вызвала острую полемику. Дело в том, что центральные вопросы, поставленные в этой книге, были направлены на критику концепции Л.Н. Толстого о непротивлении злу. Известно также, что Иван Ильин был одним из идеологов Белого движения и перенес все ужасы революции 1917 г. и последовавшей гражданской войны.

Интервью с гостями передачи:

Стёганцев Андрей Валерьевич:

- Московская школа таэквон-до существует уже 12 лет. Когда я стоял у истоков этой школы, будучи одним из ее организаторов, меня беспокоило, что я не мог найти в Москве что-то, что меня устраивало бы. Я пытался найти приемлемый для меня вид спорта, вид единоборств, который соответствовал бы моим представлениям о том, каким он должен быть, и понял, что в Москве такого не существует. Из идеи, реализации которой я не нашел в то время, и родилась Московская школа таэквон-до.

Сам же я 22 года назад начал почти так же, как показывают в фильмах и пишут в книгах. Идя с занятий в техникуме, я увидел в окно в спортзале на Цветном бульваре тренировку по каратэ. Я тогда немножко занимался дзюдо, мне это было близко, и я, увидев красивую форму, увидев какие-то особые отношения между людьми, которые отличались от отношений в обычной жизни, я настолько был поражен, что очень долго стоял у этого окна, пока один из инструкторов не поинтересовался у меня тем, что я там делаю. Я сказал ему, что хочу заниматься, и он, побеседовав со мной, пригласил меня на тренировку.

- Если можно, расскажите немного подробнее, чем ваша школа отличается от других школ восточных единоборств.

- Я скажу про таэквон-до, как стиль, как направление восточных единоборств, а собственно про школу, если потом будет интересно, потом добавлю.

Таэквон-до отличается тем, что оно создано буквально в наше время, оно сложилось в 1955 году. Основано таэквон-до корейским мастером Чой Хонг Хи, профессиональным военным. Изначально ставилась цель создания такого стиля, которым могли бы заниматься самые разные люди, как на Востоке, так и на Западе, представители различных религиозных конфессий, мужчины, женщины и дети. Универсальность этого направления отличает его от других стилей. Основатель его постарался использовать все лучшее, что есть в борьбе как на Западе, так и на Востоке. Когда он увидел, что есть возможность с помощью соревнований помогать людям двигаться по этому пути, он включил в свой стиль соревнования. Если он видел что-то лучшее из того, что было найдено на Востоке, а Чой Хонг Хи очень крупный специалист в области конфуцианства, знаток, теоретик и практик, он включил конфуцианские принципы в таэквон-до. Он начал заниматься боевыми искусствами в буддистском монастыре, куда его родители отдали изучать каллиграфию. В то время Чой Хонг Хи был слабым, маленьким и болезненным, и его начали обучать боевым искусствам. Все лучшее, что он видел в своей жизни, он постарался привнести в таэквон-до. Так, в Японии, учась в университете он занимался каратэ, и впоследствии постарался самое лучшее взять оттуда. Таэквон-до – самое молодое из всех видов боевых искусств, и, в тоже время, не оторвано от своих корней. Поэтому сейчас им занимаются миллионы людей.

- Насколько допустимо с точки зрения православных канонов современному христианину заниматься восточными единоборствами?

Отец Сергий:

- Православные каноны об этом ничего не говорят. В канонах есть о том, что священник не может заниматься воинским делом, монах не может заниматься воинским делом, «упражняться в воинских занятиях. По сути дела, восточные единоборства, равно как и более традиционные европейские виды борьбы и самозащиты – это оружие. Я думаю, что поскольку каких-то запретов не существует, в принципе, учиться сопротивляться злу силой, согласно идее Ивана Ильина, может любой православный человек, кроме священника или монаха. О том, какой стиль выбирать, каждый должен подумать сам, более близко ознакомившись с разными стилями. Надо сказать, что я в юности занимался вольной борьбой. Я очень хотел заниматься каратэ, но, к сожалению, тогда все это было запрещено. Мы вместе со своими сверстниками ходили на фильм Акира Куросавы «Гений дзюдо».

Я вынес из тех занятий, правда, недолгих, нечто весьма светлое. Во-первых, это сделало крепче мое здоровье. Во-вторых, приобщило к определенной культуре, причем не только спортивной, но и к культуре человеческих отношений. Наша секция была достаточно дружным коллективом, мы вместе ходили в походы, у нас был очень хороший преподаватель-энтузиаст, который за занятия с нами почти не получал денег. Я, по жизни был ужасный трус, боялся всяких хулиганов. Занятия борьбой придали мне сил, не скажу – уверенности в себе, православный христианин не считает это добродетелью, а просто немного спокойнее стал себя чувствовать. Тогда я еще ничего не знал о Боге, никто меня этому не учил.

Думаю, что занятия борьбой для меня и моих сверстников – а нам было тогда по четырнадцать, сыграли свою положительную роль и в нравственном отношении, - это было гораздо лучше, если бы мы ходили по улице, «крутили хвосты собакам». Современный взгляд, имеющийся на восточные единоборства, как на нечто совершенно запрещенное православным христианам, думаю, не совсем оправдан. Прежде всего, мы не знаем, что такое восточные единоборства. Верить каким-то брошюркам, в которых эти занятия однозначно представляются сатанизмом, в которых выборочно разбираются отдельные положения, а в целом боевые искусства не рассматриваются, думаю – это не совсем честный прием. Заниматься православному человеку какими-то традиционными европейскими видами спорта допустимо, насчет восточных единоборств – это к Андрею Валерьевичу, - здесь он больший специалист. Хочу сказать еще такую вещь. Традиционный российский вид борьбы – это самбо, «самозащита без оружия». Передо мной лежит книга, написанная Анатолием Хлопецким, он в спорте не последнее лицо, книга повествует о Василии Сергеевиче Ощепкове, который являлся основоположником самбо. Это документальная повесть, на публикацию этой книги дано благословение митрополита Смоленского Кирилла, издана она в Калининграде, боюсь, что до Москвы основная часть тиража не дошла. Выясняется, что Василий Сергеевич воспитывался при миссионерской школе св. равноапостольного Николая Японского. Сам он был из Приморья, в детстве остался сиротой и воспитывался при школе Русской миссии в Японии, - там также существовала школа для детей. В качестве спорта там преподавалось дзюдо – это одно из восточных единоборств. Получается, что св. равноапостольный Николай не считал это чем-то греховным. Когда Василий Ощепков, тогда совсем еще юноша оканчивал школу, у него встал вопрос о дальнейшем жизненном пути. Ему хотелось продолжить занятия дзюдо и он беседовал со свт. Николаем на эту тему. Японский святитель одобрил его желание, благословил его на дальнейшие занятия. Ощепков поступил в школу кадо-кан, получил черный пояс. Он получил эту степень единственным из русских и одним из четырех европейцев. Святитель Николай беседовал с ним о том, что в России нет своей национальной школы борьбы, – речь идет о начале 20-го века, и благословил его на создание такой школы. Василий Сергеевич всегда считал себя духовным сыном св. Николая. Взяв все лучшее, что он увидел в японской борьбе, он стал одним из основоположников самбо, приспособив дзюдо к русскому менталитету. В дальнейшем он был резидентом советской разведки в Токио, в 1937 отозван, репрессирован, впоследствии реабилитирован. Он всегда был верующим человеком, кстати, св. Николай предсказал ему, что наступят такие времена, когда он будет вынужден скрывать свою веру, чем сильно обеспокоил Василия.

- Вокруг мастеров боевых искусств складывается особый культ. Например, в спортзалах висят портреты учителей, спортсмены кланяются этим портретам, им возжигается фимиам. Не является ли это обожествлением самого мастера, либо обожествлением самого искусства.

Стёганцев А.В.:

- За все восточные единоборства мне говорить, наверное, не очень корректно, потому что есть очень много разных направлений, разных школ. В первую очередь это зависит от двух личностей, - от основателя направления, - об основателе таэквон-до я немного говорил, - и от личности самого инструктора, насколько он закостенел в своем представлении о том, чем он занимается сам. Если говорить о таэквон-до, равно как и о многих других направлениях, то в нем при входе в зал и при выходе их него принято делать поклон. С чем это связано? Спортивный зал – это место, где происходит серьезная работа по самосовершенствованию человека. И даже если говорить только про физическую подготовку, если мы особым образом настраиваемся на тренировку, добиваясь особого внутреннего состояния, то и тренировка пройдет более эффективно.

- Простите, а кому кланяются в этот момент? Залу?

Стёганцев А.В.:

- Залу. Поскольку в восточных стилях большинство направлений опирается на буддизм, то исторически сложилось, - это даже показано в фильме «Гений дзюдо», о котором упоминал отец Сергий, что тренировки проходили не в специальных залах, которых просто не было, а в буддистских храмах. В фильме, если помните, был старенький буддистский священник, который пустил секцию Дзигоро Кано в храм заниматься. У него все время падали от сильных бросков статуэтки, он на борцов ворчал, но, тем не менее, терпел их там. Поэтому для людей, выросших в этой культуре, и богослужение, и тренировка были очень близки. Я своим ученикам, инструкторам нашей школы, стараюсь донести эту мысль: прийти в православный храм и посмотреть, почувствовать, как люди входят в храм и выходят из него. Даже если в храме молодой священник, недавний выпускник семинарии, к нему может подойти пожилой человек, беря у него благословение, и выражая тем самым, насколько я знаю, уважение ко всей Православной церкви. То же самое и в восточных единоборствах: даже если инструктор молодой, 17-18 лет, ему делают поклон, как дань уважения тому направлению, в котором человек занимается. Эти отношения подчеркнутой почтительности делают процесс тренировки более эффективным.

На начальном этапе отношения можно строить только на доверии. Ученик не знает, правильно или не правильно его учат. Но он верит, культивирует в себе эти отношения. В таэквон-до есть пять принципов, по которым строятся такие отношения, - это почтительность, честность, терпение и настойчивость, самоконтроль и непоколебимость духа. Первым принципом, позволяющим человеку двигаться по этому пути, как вы видите, является почтительность. В первую очередь, это дань уважения, во вторую – дело психотехники, которая позволяет настраиваться на тренировку или поединок.

- Отец Сергий, а как Вы считаете, нет ли здесь, в поклоне неодушевленному предмету (залу), чего-то неприемлемого для православного христианина?

Отец Сергий:

- Я так понял, что поклон осуществляется прежде всего учителю и другим ученикам этого учителя. То есть, здесь воздается дань уважения тем людям, с которыми человек вступает в общение, для того чтобы заняться каким-то единым делом, в частности, практикой единоборств, поэтому никакого идолопоклонства в этом я не вижу. Если бы речь шла о том, что в зале ставится изображение Будды и поклонение совершается ему, то это было бы для православного человека неприемлемым. А в том, чтобы воздать дань уважения людям близких с тобой убеждений, которые пришли заняться вместе с тобой борьбой – в этом я ничего греховного не вижу.

- т.е. человек воздает честь человеку как образу Божию?

Отец Сергий:

- Да, так. У меня еще один вопрос к Андрею Валерьевичу. Если к Вам придет православный человек, православный юноша и захочет заниматься восточными единоборствами. Насколько от него потребуется принять философию буддизма или конфуцианства и насколько это может вступить в противоречие с его взглядами и убеждениями?

Стёганцев А.В.:

- Я сейчас выскажу по отношению к коллегам по преподаванию восточных единоборств может быть, крамольную мысль, но любой стиль рукопашного боя является чем-то вспомогательным. Если посмотреть на древние системы самосовершенствования человека, будь то кодекс самураев бусидо или корейский кодекс хваран-до, – юноши из лучших семей Кореи проходили такую подготовку, – в них рукопашный бой был лишь одним из направлений подготовки. Обязательными были также каллиграфия, стихосложение, изучение философии, религиозное воспитание. В наше время, если человек хочет быть всесторонним, полноценно развитым, то, конечно, занятия одной только борьбой не удовлетворят его потребностей. Для православного человека живущего в России, таэквон-до может быть средством развития своего тела и его силы, никакого противоречия здесь нет. Если же говорить о пяти основополагающих моральных принципах таэквон-до, то разве они противоречат православию? Разве противоречит ему почтительность, или честность, или настойчивость, ну и так далее?

О. Сергий:

- То есть от православного человека, пришедшего заниматься в школу восточных единоборств, не могут потребовать принятия каких-то принципов чуждых ему, или каких то положений философии, с которыми он может ознакомиться, но может не согласиться?

Стеганцев А.В.:

- Конечно. Философия таэквон-до – это одна страничка в энциклопедии, написанной мастером Чой Хонг Хи. Цель таэквон-до – это силой, основанной на мудрости, сострадании, милосердии остановить притеснение, подавление слабых сильными, и тем самым способствовать построению более гармоничного общества. Немногочисленные пункты философии таэквон-до включают в себя: «всегда заканчивать начатое дело, будь оно большим или малым», или «быть требовательным к сильным и снисходительным к слабым» - положение, имеющее прямое отношение к основной теме нашей беседы.

Встречный вопрос. Отец Сергий, верно ли, что заповеди «око за око и зуб за зуб» и «если тебя ударят по правой щеке, подставь левую», формально противоречат друг другу, но тем не менее, дают объемную картину поведения человека в зависимости от исходной ситуации?

О. Сергий:

- Совершенно верно. И, хотя заповедь «око за око…» - ветхозаветная, а заповедь «если тебя ударят по правой щеке, подставь левую» - новозаветная, тем не менее, мы знаем, что Церковь благословляет справедливые войны. Как объясняет новозаветная традиция, в древности заповедь «око за око…» была дана людям потому, что мир был жестоким, благодать Святого Духа еще не посетила сердца людей. Бог ограничил людей ветхозаветных, чтобы за одно око они не выбивали своему сопернику двух.

Православная Церковь благословляет справедливые войны, благословляет защищать Отечество. Преподобный Сергий Радонежский благословил благоверного князя Дмитрия Донского на борьбу с татаро-монголами, которые шли на Русь. Сначала он сказал: «Пошли им дары», - им послали дары. Мамай не удовлетворился. Преподобный Сергий сказал: «Пошли им еще дары», - им послали еще. После того как Мамай потребовал от русских прислать ему своих жен и дочерей, естественно, что православные люди не могли этого исполнить. Тогда преподобный Сергий сказал князю Димитрию: «Ты сделал все, чтобы избежать этой войны, а теперь собирай войско, ополчение и защищай Родину. Если ты не будешь этого делать, то ты предашь слабых людей, которые не могут себя защитить», - т.е. стариков, женщин, детей, которые будут просто уничтожены, поруганы. И дал князю двух иноков – Пересвета и Ослябю, которые в прошлом были воинами, для того, чтобы они помогли своим воинским искусством, и они, как известно, начали битву.

В акафисте Иверской иконе Божией Матери, который православные люди читают и знают, вспоминается о грузинском воине Тарникие, который был пострижен в Иверском монастыре на Афоне, принял схиму, но когда началась война с Персами, был призван грузинской царицей Тамарой для защиты Отечества. Он, будучи монахом, не отказался возглавить грузинскую армию, и стать ее генералом. После того как враги были разбиты, Тарникий вновь вернулся в монастырь, чтобы продолжать свои иноческие подвиги.

Защищать слабых людей – это обязанность православного человека. Есть очень хорошее высказывание свт. Филарета, митрополита Московского, смысл которого заключается в том, что личных врагов прощать, врагов Церкви – обличать, а с врагами Отечества нужно бороться.

- Отец Сергий, сейчас такое время, что, наверное, перед каждым взрослым мужчиной встает вопрос обеспечения физической безопасности себя и своей семьи. Не противоречит ли это заповеди Христа «если тебя ударят по правой щеке, подставь левую»?

О. Сергий:

- Думаю, что нисколько не противоречит, по той причине, что когда человек защищает себя – это одна ситуация. Когда он защищает кого-то другого – это другая ситуация. Прежде всего, христианин обязан защитить свою жену, своих детей, своих стариков, своих друзей и свое Отечество, если нужно.

Насчет защиты себя. Понимаете, скажем, монах обязан подставить левую щеку. С православного мирянина я не буду этого требовать, поскольку это дело веры. Если кто-то убежит от злодея-обидчика, думаю, он будет прав, хотя в миру это считается позором, но я считаю, что более достойно таким способом не допустить насилия. Даже таким, которые в миру считаются не совсем принятыми. Вообще я считаю, что за кулаки люди берутся в основном тогда, когда у них отсутствуют умственные способности. Когда есть ум, то человек без помощи кулаков сумеет уладить какие-то сложные обстоятельства. Но не всегда. Бывают «крайние меры». Если человек будет себя защищать в ситуации, когда на него напали какие-то подонки, я его никак не смогу осудить.

- Не было ли Вашей жизни таких случаев?

О. Сергий:

Знаете, что удивительно, не было. Бывали случаи, что ко мне приставали какие-то криминальные элементы, но почему-то кончалось все так, что мы расставались хорошими друзьями.

- Андрей Валерьевич, а в Вашей жизни что-то такое было? Пришлось Вам применять свое умение?

Стеганцев А.В.:

- Когда я был маленький и худой, и стоял на физкультуре всегда на левом фланге, - самый маленький был в классе, - то меня, конечно постоянно и били, и обижали и во дворе, и в школе. Потом я начал заниматься и вымахал за лето, - не изменилось практически ничего; лишь то, что я внутренне был готов к тому, что я могу адекватно ответить, т.е. смогу на силу ответить силой. Я хотел бы добавить по предыдущему вопросу, что для меня сила – это язык, на котором говорят в последнюю очередь. Очевидно, что в мире есть разные языки; есть английский, немецкий, русский … и не все понимают на всех. Если человек не понимает язык слов, язык убеждений, язык разума, если он не понимает языка эмоций, - его нельзя уговорить, разжалобить, то остается только одно – ответить на языке силы. И с того момента, когда я внутренне был готов разговаривать на этом языке силы, ни одного конфликта у меня не было. Никто ко мне не пристает, хотя я ночью, - в двенадцать, в час возвращаюсь с тренировки и не произвожу впечатления человека мощного, «накаченного».

О. Сергий:

- Мне известен такой случай. К священнику на улице пристал подвыпивший хулиган. Стал задирать его и обижать, - а батюшка не может ответить. Рядом на остановке стояли молодые ребята. Он подошел к ним, открыл пальто, показал крест, - рясы на нем не было, и сказал: «Ребята, вы русские люди? Я священник, пожалуйста, помогите мне». Эти молодые люди пошли и хулигана урезонили. Я считаю, что это вполне допустимо. Правильно поступил батюшка, и достойно поступили ребята. Я никак не могу осудить их поступок, они поступили так, как действительно должны были поступить русские люди.

Стеганцев А.В.:

- Спасибо отцу Сергию и Вам, Евгений. Это моя миссия как международного инструктора, доносить до людей то, что существует таэквон-до, и как энтузиаста, боевые искусства изменили жизнь которого. Я хочу, чтобы православные люди понимали, что занятия таэквон-до никак не являются нарушением их убеждений и их верований.

Видеосюжет программы: тренировка Московской школы таэквон-до.

 

<назад


web-master


 

Поиск в православном интернете

полнотекстовый    поиск по частям слов   Помощь