О ПРИЧАЩЕНИИ

 

Очень важно для человека, приступающего к таинству крещения, приступать к нему неформально. Крещение обязывает нас к серьезному изменению жизни. Благодать, которая дается человеку в этом и других таинствах Церкви, призывают нас к пересозданию собственной личности во Христе, к преображению своей жизни. Это - дело творческое, поскольку истинное творчество – это борьба с грехом и обретение общения с Богом. Сейчас в храмах существуют занятия для желающих принять таинство крещения но, для многих людей, с принятием крещения церковная жизнь, к сожалению, на этом заканчивается. Зачастую взрослые крещеные люди даже не подозревают, что необходимо причащаться. Что собой представляет таинство Причастия, кем оно установлено, для чего, и где оно совершается?    

 

Слово пастыря:

(настоятель храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке отец Дмитрий Смирнов):

 

 

Главным делом, которое сотворил Господь Иисус Христос на земле, и благодаря которому Его воплощение осталось в памяти людей в течение двух тысяч лет, является основание Церкви. В течение двух тысяч лет она проповедует учение Христово, которое Он ей оставил.

Первоначально Церковь представляла собой маленькую общину и, постепенно разросшись, охватила все европейские народы, каждый из которых, в свое время, принял Христово учение, а затем оно перешло и на другие континенты. Так постепенно возникло то, что сейчас мы называем европейской христианской культурой, к которой и наша страна принадлежит. Только в России мы имеем Восточный вариант этой культуры, который Западу не всегда понятен. Даже в тех, кто на Западе относится с уважением к нашей культуре, как правило, не оказывается ее глубокого понимания.

Однако, вернемся к исходному пункту. Христос, будучи Сыном Божьим, был и Сыном Человеческим. Он и Сам Себя так называл, т.е. Он был Богочеловеком. Поэтому, когда Он пришел на землю, Ему надлежело прожить и человеческую жизнь. Каждая человеческая жизнь заканчивается, как это ни прискорбно, смертью, в силу того, что человек грешен. Как некогда, образно выражаясь, сказал Григорий Богослов: «Христос за нас сделался грешником». Т.е. Святой Бог стал человеком, воспринял на Себя человеческую плоть, Он умер на Кресте. С какой целью? Чтобы создать Церковь и передать ей спасительные таинства и учение. Говоря о таких таинствах, через участие в которых спасается душа человеческая, мы должны упомянуть, в первую очередь, о двух. Первое таинство – это крещение, - очень важное таинство, через которое человек становится членом Церкви. Это – рождение в Церковь, рождение в новую вечную жизнь. А таинство причащения – это духовное питание, источник перерождающей человека и укрепляющей его благодати Божией. Кстати, - крещение ведь тоже совершается благодатью Божией, - это не просто обряд. «Обряд» в переводе со славянского языка на русский означает «одежда», то, во что мы обряжаем, а что мы обряжаем? Мы «обряжаем» таинство. Т.е. то, что невидимо, таинственно, мистически происходит с человеком. А происходит его рождение в вечную жизнь, в жизнь духовную. Ребенок, родившийся из утробы матери сразу получает питание, он припадает к материнской груди. Церковь рождает нового человека в купели крещения, и он сразу начинает питаться. Чем? Он питается благодатью Божией через Святое Причащение. Церковь, как мать, прикладывает новорожденного во Христе младенца, будь ему хоть восемьдесят лет, ко своей груди, и питает его своими сосцами, преподавая ему Пречистое Тело и Кровь Христа Спасителя. Причащение так же необходимо крещеному человеку, как грудное молоко новорожденному младенцу.

Если человек крестился, но не причащается в Церкви, он так же духовно погибает, как не получающий питания младенец, которого по какой-то причине перестали кормить. Только здесь наступает смерть не телесная, а духовная, что гораздо более печально. Великое таинство соединения человека с Богом через Церковь оказываетвя как бы напрасным, оно не востребовано. И Христос, прежде чем пойти на крестную смерть, дал образное завещание своим ученикам, которое состояло из двух вещей.

Он собрал их вечером на праздничный пасхальный ужин, который полагалось совершать всем иудеям. Случилось это несколько раньше, чем было в обычае, потому что позже, в установленное время, Он должен был взойти на Крест. Он взял таз, налил туда воды, и омыл ноги Своих учеников. Они не поняли сначала, что означает этот жест с Его стороны, но Господь повелел им в дальнейшем так поступать друг с другом. Т.е. так любить друг друга, чтобы иметь готовность, вне зависимости от того, кто выше, кто ниже, служить друг другу так, чтоб омывать друг другу ноги. И второе завещание Он дал, таинственно преложив хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и дав Их апостолам, сказав: «Творите это в Мое воспоминание». И со времен апостольских священники, по преемству от апостолов, возносят хлеб и вино, в память искупительной Жертвы Христовой, благодаря Бога и призывая Его. Господь же благодатью Своей пресуществляет их в Тело и Кровь Христовы, которых причащаются верующие. И вот, это таинство сохраняется в Церкви уже две тысячи лет, и, пока существует это таинство, существует и Церковь. Пока человек причащается, - он член Церкви. Как только человек перестает причащаться, он перестает быть членом Церкви. Вот в чем величина и значение этого таинства.

 

 

Ответы на вопросы:

(настоятель храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке отец Дмитрий Смирнов)

 

 

- В прошлом веке в России было норма довольно редкого причащения. Скажите, изменилось что-либо в сознании наших верующих относительно этой нормы?

 

- Да, слава Богу, изменилось. Сейчас сознание верующих более приблизилось к древней апостольской традиции, когда первые христиане причащались еженедельно. Богослужение совершалось раз в неделю в «день Господень», когда Христос воскрес из гроба. Вся Церковь собиралась вместе, - все члены Церкви, совершали таинство Святой Евхаристии, т.е. «благодарения», благодарили Бога за то, что Он пришел их спасти, каялись в своих грехах и приобщались Святых Христовых Таин. В последние годы 19 в. и в начале 20 в., в силу того, что даже для государственных служащих причастие стало обязательной нормой, для многих людей возникла необходимость установления минимального, что ли, церковного общения. Было такое мнение, что этот минимум – один раз в год. И, как нередко бывает, большинство народа стремилось к миниму благочестия. Обычно люди причащались Великим постом или в день Ангела, в монастырях причащались чаще – четырьмя постами. Однако, еще в начале 19 в. преп. Серафим Саровский говорил, что хорошо бы причащаться во все Двунадесятые праздники – двенадцать раз в год, вообще же, - чем чаще, тем лучше. К началу 20 в. среди наиболее активных христиан, жаждущих духовной жизни, общепринятый обычай стал меняться в сторону более частого причащения. Сейчас в каждом храме свой строй жизни, это зависит от пастыря, который руководит церковной общиной. Однако, стоит заметить, что для тех людей, которые регулярно ходят в храм, причащение стало гораздо более частым. Отрадно видеть, что многие христиане стали жить интенсивной церковной жизнью, причащаясь еженедельно, как это было в Церкви в древние времена. Это, конечно, требует и более серьезной подготовки, и более внимательного отношения к внутренней жизни, это, конечно, правильно и благочестиво. Но, к сожалению, как всегда бывает, не всем полезно. Поэтому, частота причащения – это вопрос, остающийся на усмотрение того духовника, как лечащего врача, к которому человек прибегает, и который лучше знает, в каком состоянии находится душа человека, и как ему полезнее, - с какой частотой приступать к этому таинству.

 

- Как приготовить себя к причащению? На что нужно обратить внимание прежде всего?

 

- Человек состоит из духа, души и тела. Главным составляющим из этих трех является дух – средоточие человеческого «я», его личности. Дух связан с бессмертной человеческой душой, как и душа связана с телом. Разрыв между душой и телом называется смертью. Это катастрофа о которой мы всегда печалимся и плачем, мы ее боимся. Это аномальное явление, с которым никакой человек, - ни верующий, ни неверующий никак не может согласиться, ни принадлежащий любой религии, ни атеистически настроенный. Никак смерть не вписывается в наше разумение бытия. Мы всегда воспринимаем смерть как что-то ужасное, дурное, несправедливое. На самом деле, так и есть, потому что человек призван к вечности. Христос Спаситель пришел на землю, чтобы нас освободить от этого жала смерти. Этому служит приобщение Святых Христовых Таин – причастие. Оно нужно, чтобы мы приобщились к Богу, к жизни божественной. Чтобы, как говорит апостол Петр, нам стать причастниками Божия естества.

Вкушая Тело и Кровь Христа Спасителя, мы при-общаемся Ему. Мы приобщаемся Ему духовно, потому что под видом хлеба и вина нам преподается Само Его Тело и Его Честная Кровь. Что происходит на душевном уровне? Вся наша душа ликует и радуется, мы созерцаем иконы, мы слышим божественное пение, весь эмоциональный строй нашей жизни устремляется к небесному. Телесно мы готовимся к причастию постом. Вообще раньше в России существовал обычай идти к причастию, тщательно вымывшись в бане, одевшись в чистую, по-возможности в новую и самую красивую одежду, потому что это праздник и души, и тела. Это, хоть и духовный, но все-таки пир, это торжество.

Тот, кто желает приступить к причастию Святых Христовых Таин должен приготовить свой дух, - настроить его молитвой. Существуют специально подобранные молитвы, которые называются «Последование ко Святому Причащению». Каждый человек может найти в молитвослове это последование. Перед причастием следует внимательно прочитать эти молитвы, чтобы подготовиться духовно.  Подготовиться душевно – это значит постараться примириться со всеми, кто тебя опечалил, чтобы ни на кого не сердиться, не иметь никакой обиды, не иметь ни на кого зла, никакой сердитости, быть примиренным и с Богом, и с ближним. Нужно подготовить себя и телесно. Необходимо воздерживаться в пище, в развлечениях, во всяких зрелищах. Надо постараться день накануне провести в покое и в духовном делании. Можно посетить больного, или сделать какое-либо другое доброе дело. В день причастия наше тело станет избранным сосудом благодати Божией, поэтому и личная гигиена должна быть на  самой большой высоте, которая доступна при наших условиях и нашем образе жизни.

 

- Существует ли опасность заражения во время причащения СПИДом или венерическими заболеваниями?

 

- За двухтысячелетнюю историю Церкви ни одного такого случая пока еще не зафиксировано. Наоборот, во времена, когда не было ни профилактики, ни эффективного лечения, люди воспринимали инфекционные заболевания, как например: холера, бубонная чума, от которых вымирала половина населения страны, как наказание Божие. Вследствие этого они приходили в храм, приносили покаяние в своих грехах, очищали в таинстве исповеди свое сердце, причащались Святых Христовых Таин, и эпидемии, выкашивающие огромную часть населения, останавливались. В России к 19 в. практически при каждой больнице существовал храм, и существовал обычай причащения тяжело больных, в том числе в инфекционных отделениях. Никаких дополнительных мер предосторожности при этом не применялось.

Причастие – это «обычное чудо» Божие, которое регулярно совершается на наших глазах так же, как освящение обычной хлорированной водопроводной воды. В Церкви всегда существовал обычай причащения больных, и никаких дополнительных осложнений это никогда не вызывало.

 

 

- Когда в России сложилась традиция применять при богослужении кагор? Не сухие красные вина, а сладкие десертные?

 

- В России никогда, в силу наших климатических условий, не было винограда, поэтому всегда пользовались вином привозным. И, конечно, сохранялись вина более сладких сортов. Точно сказать, когда возник обычай, о котором Вы говорите, трудно. Сейчас централизованного снабжения Церкви вином нет, как это было когда-то в Царской России, когда на государственном уровне следили за качеством вина и за его составом.

 

Составил Жаровский Дмитрий