Проблема биоэтики

(эфир 03.12.2000)

 

 

Заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского Государственного медицинского университета, профессор, доктор философских наук Ирина Васильевна Силуянова:

 

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой новую систему знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека. Возникла биоэтика около двадцати лет назад. Возникновение ее обусловлено многими факторами, один из основных – это выход новейших биомедицинских технологий в практику здравоохранения. О каких технологиях, прежде всего идет речь? Это трансплантация органов и тканей, методы искусственного оплодотворения, реанимационные методики, медицинская генетика и ряд других. Использование их неоднозначно: они приносят  пользу, однако могут приносить огромный вред человеку и человеческому обществу. Именно поэтому возникает система знания, которая отслеживает границы применения этих технологий в рамках практического здравоохранения.

 

Одна из проблем, которую затрагивает биомедицинская этика - это проблема возникновения человеческой жизни. Вопрос о том, с какого момента беременности можно говорить о существовании плода как человека волнует ученых как отечественных, так и зарубежных. 

 

Вопрос этот очень важен. Почему? Потому, что именно решение этого вопроса определяет весь спектр проблем, которые связаны с искусственным прерыванием беременности. В том случае, если мы поймем, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, то все последующие манипуляции с человеческим эмбрионом: исследование, уничтожение, замораживание и и.д. – это манипуляции с живым человеческим существом, и уничтожение человеческого эмбриона, это, прежде всего, уничтожение человеческой жизни.

 

Как этот вопрос решается современной наукой? В течение последнего века представления о том, когда начинается человеческая жизнь существенно менялись. Еще буквально сто лет назад биологи писали о том, что человеческая жизнь начинается с четырех месяцев развития человеческого плода, поскольку в четыре месяца начинает формироваться нервная система, что биологи и рассматривали как начало человеческой жизни. Через сто лет, то есть, сейчас, исследователи четко полагают , что развитие нервной ткани плода начинается и фиксируется не на четвертом месяце развития плода, а на четвертой неделе. И если мы согласимся с этой позицией, то таким образом, уничтожение плода на восьмой, седьмой, десятой, двенадцатой неделе есть уже ни что иное, как уничтожение человека или, попросту говоря, убийство. Я хочу обратить внимание читателя на то, что среди самих естественнонаучных подходов нет единой точки зрения. Вот, например, одну позицию мы с вами уже обозначили – это начало формирования нервной ткани плода в четыре недели. Но  среди медиков и эмбриологов существует и другая позиция. Некоторые, например считают, что можно говорить о возникновении человека, только когда сформирована легочная система, - это двадцать вторая неделя.

 

Сама позиция современных естествоиспытателей разнообразна, различна. Есть еще и другие позиции, все их не имеет смысла перечислять. Но единства в этих позициях нет. Представители различных эмбриологический школ сами не могут между собой договориться, что брать за исходный пункт, который был бы основанием того, что человеческая жизнь уже началась. Учитывая эту разницу, уместно говорить этической позиции, помимо того, что существует еще и позиция религиозная. Но в данном случае и религиозная и этическая, сугубо философская позиция, совпадают.

 

Этическая позиция говорит о том, что человеческая жизнь и личность существуют тогда, когда человеческое существо является субъектом морального взаимоотношения. Поэтому, и с точки зрения этики, и с точки зрения христианской религии человеческая жизнь начинается с момента зачатия.

 

Говоря на эту тему, нельзя не упомянуть о ее политических аспектах, в частности - о легализации абортов. Расхожее мнение о том, что возможность легального прерывания беременности снимает многочисленные проблемы, существовало не всегда. Замечательно, что его разделяют некоторые российские организации, как например, “Российская ассоциация планирования семьи” (РАПС), и такие поборники решения социальных проблем путем ограничения рождаемости как Адольф Гитлер.

 

Священник храма свт. Митрофана Воронежского отец Андрей Спиридонов:

 

Рассмотрение этого вопроса дает возможность поставить точки над “i”. Так называемая, “Российская ассоциация планирования семьи”, в основе своей имеет другую организацию: “Международную федерацию планирования семьи”. Происхождение этой Международной федерации связано с именем некоей Маргарет Сэнджер, которая действительно, самым непосредственным образом сотрудничала с Гитлером. Она была основателем ряда печатных изданий, на страницах которых предоставляла место таким специалистам в расовой проблематике как Гитлер и его сподвижники.

 

Расовая проблематика здесь стоит довольно близко, поскольку, каким образом Гитлер хотел добиться чистоты своих рядов? Применением самых разных биомедицинских технологий, в частности, эфтаназии, - принудительного умерщвления психически больных и калек, что и проводилось в самой Германии, а применительно к тем народам, которые должны были попасть в сферу влияния Третьего Рейха, предполагалась депопуляция. Она должна была достигаться широким распространением и рекламированием абортов, широким распространением контрацепции, пропагандой безнравственности, разврата и т.д. Как это ни странно, программа Гитлера успешно внедряется у нас, спустя полвека после окончания Второй мировой войны, уже упомянутой Ассоциацией планирования семьи. Внедряется такими людьми, как г-жа Гребешова, которая эту ассоциацию возглавляет, как депутат Госдумы г-жа Лахова. Одним из идеологов деятельности этой организации является академик Кон. Как говориться, страна должна знать своих “героев”.

 

Чем занимается “Российская Ассоциация планирования семьи”? Эта организация достаточно хорошо финансируется, как из-за рубежа, так, до недавнего времени, и из госбюджета, т.е. из нашего кармана. На что шли деньги? Во-первых, на приобретение и раздачу контрацептивов среди подростков. Во-вторых, на приобретение современного оборудования по производству абортов. В-третьих, на изготовление и издание различных книг, плакатов, видеофильмов, создание телепередач, где бы все это рекламировалось. На наиболее безобидных плакатах изложено то, что РАПС нам предлагает: безопасный секс, безопасный аборт, современная контрацепция, ответственное родительство. Каким-то образом ответственное родительство соотносится со всем вышеупомянутым. Видимо, с точки зрения РАПС, следует как можно меньше рожать, что и будет ответственным родительством. Материалы, выпускаемые РАПС, выходят многотысячными тиражами, предназначены они для нравственного развращения нашего народа, а конечной целью этих изданий оказывается депопуляция. При тех темпах сокращения рождаемости, которые сейчас существуют, к середине 21 в. Нас может оказаться не более 50 млн. чел. Скажите “спасибо” Гитлеру и вышеназванным господам и дамам!

 

Существуют ли реальные способы противодействия этим фашистским программам?

Самый доступный способ, как это ни тривиально звучит, - гласность. Нужно стараться распространять информацию о том, что кроется за деятельностью этих ассоциаций. Во-вторых, коль скоро мы живем в государстве, которое претендует на то, чтобы называться “правовым”, мы должны учиться отстаивать свои гражданские права. Нужно с как-то бороться, нужно протестовать, нужно писать письма, подавать в суд на этих деятелей. Несколько лет назад они пытались внедриться в наши школы, в общеобразовательные структуры, ввести так называемую “программу по половому воспитанию”. Теперь же названия немножко изменились. “В лоб” эти программы не прошли, поэтому сейчас они внедряются под видом “валеологии”, под видом вводных курсов в обычные общеобразовательные предметы средней школы. Родителям надо это знать, надо отслеживать, надо представлять себе, чему учат их детей и с какой целью. И что будет следствием такого обучения. От нас зависит сейчас очень многое. От нас, в конечном счете, зависит выбор будущего и детей и внуков, и нашей страны. Если нашу страну не удалось уничтожить в ряде войн, то теперь потери народонаселения по причине абортов находятся, ни много, ни мало, на уровне Второй мировой войны.

За последние десять лет у нас было уничтожено 370 млн. детей. Страшно вообразить себе, что стоит за этой цифрой.

 

И.В. Силуянова:

 

Тем ни менее мне хотелось бы заметить, что за последние пять лет количество абортов в России уменьшилось на 21%. Это очень обнадеживающая тенденция. Несомненно, что огромная роль здесь принадлежит Церкви, которая ведет непримиримую борьбу с этим социальным и нравственным злом, с этой болезнью, которая поразила наше общество.

 

 

о. Андрей Спиридонов:

 

Безусловно, если борьба с этим злом будет расширяться, если в ней примут участие не только клирики Церкви и специалисты, но и самые обычные верующие миряне. Кроме того, на уровне личной и семейной жизни нужно не допустить этого зла, если же оно уже совершалось, то надо стараться как-то его исправить.

 

Что такое валеология?

 

 

Зав. кафедрой биомедицинской этики Российского Государственного медицинского университета профессор доктор философских наук Ирина Васильевна Силуянова:

 

Если сделать буквальный перевод этого слова, то оно означает “наука о здоровье”. Но ее появление в России именно в России, - т.к. ни одна страна в мире не знает такой науки, которая к тому же преподавалась в средней школе. Эта “наука” появилась, - в кавычках, потому что собственно к науке, к эксперименту, к систематизации знаний и к образованию она не имеет никакого отношения, - все медики, естественно, от нее открещиваются, - в результате активной работы по “планированию семьи”, в результате активной работы Западных фармацевтических фирм, которые заинтересованы, прежде всего, в расширении рынка сбыта противозачаточных средств. Именно поэтому шло финансирование этих программ и внедрение этой дисциплины в школе, чтобы увеличить число потребителей противозачаточных средств. Поэтому, если мы возьмем любую программу по валеологии, которые создаются в огромном количестве, то мы увидим, что они, конечно, между собой различаются, но их основанием, их центральным звеном является так называемое “половое просвещение”, которое, в конце концов, сводится к информации о контрацептивных препаратах и о том, что их надо применять и как их надо применять.

То есть за валеологией стоит ни что иное, как мощный экономический, финансовый интерес Западных фармацевтический фирм.

 

Те, кто внедряют валеологию в учебные заведения, имеют достаточно богатый и разнообразный опыт. Зачастую они используют такие аргументы, как то, что здравоохранение нынче дорого, дети наши болеют, а с помощью этой дисциплины мы научим наших детей своими собственными силами бороться с недугами и т.д. Однако, несмотря на широкое развитие и распространение валеологии, родители имеют право отказаться от того, чтобы их ребенок участвовал в изучении этой дисциплины, и имеют право требовать от администрации школы того, чтобы их школа была освобождена от подобных инноваций.

 

В деяниях Поместного архиерейского собора Русской православной церкви который проходил в августе 2000 г., в разделе “Проблемы биоэтики” сказано: “Грех ложится на душу врача, производившего аборт”. Многие ли наши гинекологи осознают это?

 

И.В. Силуянова:

 

 Это очень серьезный вопрос. Очень серьезный и больной. Можно сказать, что сейчас среди наших врачей началось понимание сложности того положения, в котором они находятся.  Они должны, по закону, удовлетворять требованиям женщины, которая желает совершить эту манипуляцию. Но, тем ни менее, я знаю, что в настоящее время уже многие врачи прибегают к помощи Всемирной декларации Международной медицинской ассоциации по медицинским абортам, которая была принята в 1983 г. В этой декларации четко зафиксировано право врача, по своим моральным или религиозным убеждениям, отказаться от производства аборта. Это движение силится в рядах наших медиков; все более и более они понимают, что аборт – это действительно тяжелый грех. Но, тем не менее, эта позиция еще не доминирует в отечественном медицинском сообществе.

 

В прошлом году  состоялась международная медицинская конференция акушеров и гинекологов “Мать и дитя”. На этой конференции мы предлагали внести в “Клятву врача России” одну позицию, которая формулировалась так: “Я обязуюсь уважать человеческую жизнь с момента ее возникновения”.

К сожалению, по этой позиции, которая, как вы понимаете, имеет самое прямое отношение к производству абортов, разгорелась страстная дискуссия. Наше предложение было принято на этой конференции, но, к сожалению, в текст “Клятвы врача России”, которая была принята Думой (статья 60-я “Закона Российской Федерации об охране здоровья граждан Российской Федерации”), эта позиция не вошла. Однако, я не могу не напомнить, что даже Гиппократ, врач-язычник, который жил в пятом веке до Рождества Христова, уже понимал несовместимость абортивной деятельности с основной задачей врача, которая сводится к тому, чтобы сохранять и защищать человеческую жизнь, а не уничтожать ее, тем более в самом начале ее возникновения.

 

 

Что такое биомедицинские методы лечения бесплодия?

 

- Эти методы также называются “репродуктивные технологии”, или “методы искусственного оплодотворения”. Они были разработаны во второй половине двадцатого века, но в практику здравоохранения начинают широко внедряться лишь с недавнего времени. Речь идет, преимущественно о двух методах: искусственное осеменение половыми клетками мужа и, т.н. “экстракорпоральное оплодотворение”, т.е. оплодотворение в пробирке, с последующим переносом эмбриона, зачатого в пробирке, в полость матки. О втором методе надо сказать, что если раньше он использовался только для лечения женского бесплодия, то сегодня он применяется и для лечения мужского бесплодия также.

 

Несмотря на то, что многими эти биотехнологии встречаются на “ура”, к этим методам возникает много вопросов этического плана. Дело в том, что эти, по сути дела, методы искусственного размножения способствуют разрушению традиционных форм брака. Они являются формами косвенной поддержки неполных семей, а также семей лиц так называемой гомосексуальной ориентации. Комплекс проблем, которые возникают с использованием и применением этих технологий очень широк. Неслучайно в Социальной концепции Русской православной церкви было отмечено, что эти технологии должны применяться в рамках очень серьезных ограничений и нравственных, и правовых.

 

- Что делать, если в православной семье муж или жена бесплодны?

 

о. Андрей Спиридонов:

 

- Для православного человека эта проблема разрешается более просто, чем для нерелигиозного, потому что ему свойственно полагаться на волю Божию. Дело в том, что в большинстве случаев, бесплодие, с медицинской точки зрения, насколько мне известно, необъяснимо. В появлении новой личности на свет участвуют не только родители, но и Бог. Бог из небытия призывает человека к жизни, имеющей продолжение уже в вечности. Родители же как бы лишь служат рождению ребенка.

Показательно, что в наше время термин “репродуктивные функции” приобрел широкое распространение. Имеет место конфликт, с одной стороны, феномена появления личности, призванной войти в полноту вечной жизни, а с другой стороны – право родителей, вдруг набирающее силу, этой личностью распоряжаться как угодно, иметь детей или не иметь. Это становится объектом бизнеса, объектом торговли, (в том числе речь идет и о средствах ограничения рождаемости).

 Если Бог не дает детей, то этому есть какие-то причины. Причины эти могут быть разные, о каких-то мы можем предполагать. Это могут быть, например, грехи, те же аборты, в прошлом. Этих грехов может и не быть, значит, существуют другие причины. Уместнее всего верующим супругам просто молиться о разрешении бесплодия, уповая на милость Божию. Молиться Господу, Матери Божией, святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне, которые родили, как известно, будущую Пресвятую Богородицу Марию уже в довольно преклонном возрасте, после длительного периода бесплодия.

В исключительных случаях не запрещается обращаться к методам искусственного оплодотворения, но лишь тогда, когда не выбирается из нескольких эмбрионов один, т.е. ни один из них не убивается, и когда это совершается только половыми клетками мужа, не присутствует какая-то третья сторона. Искусственное оплодотворение чьими-либо половыми клетками, кроме сперматозоидов мужа совершенно недопустимо, потому что разрушается целостность брака и привносится элемент прелюбодеяния. Но обращаться к методу искусственного оплодотворения следует, конечно, только после совета с духовником или опытным священником, знающим конкретную семью и ее обстоятельства.

 

И.В. Силуянова:

 

Мне приходится общаться с врачами, которые занимаются этой технологией, и они говорят о том, что несмотря на ее применение, она не является стопроцентным гарантом того, что человек, обращающийся к ней, будет иметь ребенка. И это несмотря на то, что сейчас эта процедура стоит очень дорого, в настоящее время 4,5 тыс. долл. Человек, прибегающий к искусственному оплодотворению, пишет заявление о том, что он осведомлен о том, что использование и применение этой биотехнологии не гарантирует того, что ребенок в конце концов появится. Т.о. мы еще раз можем убедиться в том, что несмотря на то, что такие технологии используются, все равно все в руках Божиих.