Крещение

 

Накануне праздника Крещения Господа нашего Иисуса Христа и в сам праздник Крещения после Литургии совершается чин Великого освящения воды. Это последование Великого освящения воды состоит из пения стихир, ветхозаветных чтений, апостола, Евангелия, затем, так называемых ектений, произносимых дьяконом, молитвы, читаемой священником, и троекратного погружения в воду креста при пении тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Это водоосвящение, совершаемое накануне и в день Богоявления, называется «Великим» по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием крещения Самого Спасителя. В эти дни все, кто был крещен, кто хотя бы одним этим таинством связан с Церковью, приходят в храмы, чтобы взять богоявленскую воду. И как говорил Креститель Божий Иоанн приходившим к нему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», так Церковь говорит всем, почерпающим Крещенскую воду, о покаянии, об обновлении нашего крещения. Чтобы не в суд или во осуждение принимали мы эту великую святыню, но во оставление грехов, в радость жизни вечной. И, конечно, нужно понимать, что крещенская вода не может заменить всей полноты церковных таинств. Употреблять Крещенскую воду очень полезно для души и тела, но это не главное. Главное – чистота нашей души, очищать которую мы можем, прежде всего, в таинствах Церкви.

 

Слово пастыря в праздник Крещения Господня

(настоятель храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке отец Дмитрий Смирнов):

 

Для чего пришел Иоанн Предтеча? Чтобы сделать прямыми стези Господа в сердце человека. Слово «стезя», уже устаревшее для нас, означает «дорога». Господь хотел бы, чтобы дорога от Него в наше сердце была бы прямая. Что для этого советует Иоанн Предтеча?   

«Иоанн приходившему креститься от него народу, говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Лк.3.7). Интересные слова! Иоанн своих слушателей не называл ласково. Ехидна – это ядовитая змея. Какие у нас в России водятся ядовитые змеи? Наиболее распространенная, - гадюка. Представьте себе, я вышел бы на амвон и сказал: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Уважаемые гадюки!..» И как бы кто отреагировал? А ведь это сущая правда! Потому что жизнь-то наша не по христианской любви. У нас даже к родным детям и внукам ее нет, мы все время друг друга жалим, кусаем, мы люди очень жесткие, грубые, нетерпеливые, мстительные, ну точно как змея. Вот наступишь ей на хвост, - она обязательно тебя укусит. Не скажет: «ой», и потерпит, нет! Обязательно укусит. Обязательно надо против змеи сапоги одевать, такие, чтоб зуб не прокусил. Но правду человеку трудно про себя слышать, поэтому мы говорим: «Братья и сестры!» Тоже, мы такими не являемся. Ну какие мы там братья, если родных братьев и сестер едим заживо, то уж людей совершенно малознакомых готовы оттолкнуть и отпихнуть без промедления, хотя это противоречит воле Божией. Хотя мы крест на себе носим, нас крестили для того, чтобы мы были другими.

Что же Иоанн еще им говорит? «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Лк.3.7.) От Бога бежать бесполезно, - все равно не убежишь. От гнева Божия можно убежать только одним образом: измениться внутри. Вот если станешь другим, - тогда другое дело. А если не станешь другим, а только внешне будешь что-то исполнять: свечки ставить, записки писать, детей крестить… ничего не получиться!

Сколько раз мне как священнику приходилось слышать: «Вот, батюшка, такое у меня горе, никак не могу внуков крестить». Я говорю: «А зачем? Твои дети-то ходят в Церковь?» «Нет». «Ну, а зачем тогда крестить?» Зачем, какой смысл? Это все равно, что выходить замуж и не хотеть детей рожать. Зачем тогда замуж выходить? Это бессмыслица какая-то. Так же бессмысленно креститься и не знать зачем.

«Сотворите достойные плоды покаяния» (Лк.3.8.) А что тут достойные плоды покаяния? Это изменение жизни. Был злой, как собака, стал добрый, был раздражительный, - стал терпеливый, был жадным, - стал щедрым, был болтливым, - стал молчаливым.. Кто не молился, стал молиться, кто был ленивый, - стал в Церковь ходить и Евангелие читать. Был злопамятный, а теперь стал всех прощать. Вот это – изменение! Вот это – настоящие плоды. Так Иоанн Креститель говорил, готовя людей, интересующихся духовной жизнью к тому, что придет Христос.

Затем он предупредил: «Не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам»» (Лк.3.8) А кто такой Авраам? Авраам – отец всех верующих. Поэтому, после того, как назвал своих слушателей гадюками, он как бы сказал им: «Не говорите о себе, что вы верующие, потому что таких верующих как вы, Бог может сделать себе из камней». Как камень – мертвое существо, так и вера ваша совершенно мертвая, она ни в чем не проявляется, ни в чем! Вы ни в чем не отличаетесь от людей неверующих, ни внутренне, ни внешне. А должны отличаться.

«Уже и секира при корене дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Лк.3.9) Если плодовое дерево, яблоня или груша, занимает на участке место, и ни одного плода на нем нет, что с ним делать? На дрова! – больше никуда. Предупреждая своих слушателей, Предтеча и нас предупреждает.

«И спрашивал его народ: что же нам делать?» (Лк.3.10) Иоанн дает ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лк.3.11). Для чего? Вот у меня два пальто. Одно я отдал другому человеку, у которого пальто нет, что во мне изменится? Сперва – ничего. Сначала буду изнывать от жадности, думать: можно было перелицевать, или на дачу отвезти, в нем картошку собирать, когда дождь идет, или кому-нибудь из родственников отдать, может подошло бы. Да, одним пальто не обойдешься. Но если человек, будучи жадным, постоянно преодолевает свою жадность, дает и дает, и год, и два. Потом он заглянет в свое сердце и увидит: «А мне давать-то легко, и даже приятно и радостно! Я даже жду, кому бы еще дать».  Почему? Он незаметно для себя из жадного стал щедрым. В сердце произошло изменение, вот что важно.

«Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель, что нам делать? (Лк.3.12)» Мытари – это были сборщики податей, налоговая инспекция. «Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам (Лк.3.13)». Т.е., что по закону, но не сверх того. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? (Лк.3.14)» В то время воин был страшный человек. Вооруженный, сильный, искусный, которому приходилось не на кнопки нажимать, а головы рубить. Им приходилось людей убивать не из-за угла, из под прикрытия, какими-то бомбами, а непосредственно: копье или меч втыкать в тело врага. Это процедура для людей не слабонервных. И, конечно, они были весьма грубыми людьми.

«И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк.3.14)». Много ли людей сейчас довольно своим жалованием? Нет, всем мало! А, между тем, все мы знаем что без воли Божией и волос с головы нашей не упадет. Недовольство своим положением может вылиться в недовольство Богом. Вот сколько нам еще следует исправить внутри себя. Очень много!

«Когда же народ был в ожидании, и все помышляли об Иоанне, не Христос ли он, - Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым (Лк.3.15-16)». И вот, пришел Христос, и принес огонь Божий – благодать Святого Духа. Но мы ее не можем воспринять, потому что мы не можем исполнить даже того, что Предтеча говорил в Ветхом Завете. А что же говорить про новый? Это же так естественно, когда у человека много еды, дать тому, у кого ее нет. Что в этом особенного? А Христос требует большего. Он говорит: «Если тебя ударят по правой щеке, подставь левую». А кто из нас это может? Мы все время обижаемся, а Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас». Вот он тебя ненавидит, а ты ему – денег, или подарок на новый год, подороже. Вот что Господь от нас ждет. А мы об этом и не слыхивали. А зачем крестились тогда? Крещение-то от нас этого требует! А не просто поделиться пальтишком, курточкой, кофточкой, ботиночками, едой, - это нормально для человека. Надо идти дальше, а мы еще не сделали и первый шаг. Так что если хотим встать на стезю христианской жизни, начинать надо с того, что Иоанн Предтеча посоветовал, а уже потом потихоньку подходить к исполнению заповедей Христовых. А некоторым из нас жизни-то осталось года два-три, когда что-то успеем? Поэтому начинать надо сегодня. Чем скорее начнем, тем скорее мы приблизимся к Царству Божию. Помоги нам в этом, Господи!

 

 

 

Ответы на вопросы:

 

- Что могут значить события Рождества Христова и Крещения Господня для человека 21 века?

 

Священник храма свт. Митрофана Воронежского отец Андрей Спиридонов:

- В древности празднование этих двух событий происходило в один день, сливаясь в один праздник, который по-гречески назывался Эпифанией – Богоявлением. В этом слове нам наилучшим образом поясняется смысл происшедших событий. Не имеет принципиального значения, когда эти события произошли. Сейчас мы знаем, что Рождество Христово произошло на несколько лет раньше общепринятой даты.

Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова» введено в 6 веке римским монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил свой расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные исследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с 10 века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летосчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной.

 Для каждого приходящего в мир человека Рождество и Крещение оказываются судьбоносными вне зависимости от того, в какое именно время они произошли. В Богоявлении нам даруется возможность спасения, нам даруется возможность стать причастными Источнику жизни вечной. Христос, будучи Богомладенцем и Богочеловеком пострадал на Кресте за нас, и сойдя в ад, в преисподние глубины земли, осуществил, т.о. победу над грехом и над смертью. Благодаря этому, каждый человек, верующий во Христа, ставший Ему причастен, прославляющий Христа своей жизнью, следующий за Ним исполнением евангельских заповедей имеет возможность обрести спасительные плоды Его крестных страданий.

 

 

- Существует ли какая-то связь между праздником Крещения Христова и таинством крещения?

 

- Конечно, надо различать Крещение Христово и таинство, в котором человек начинает жизнь христианскую. Крещение Господа от Иоанна Предтечи знаменует собой начало общественного служения Спасителя, явление Его миру. Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением, потому что в момент схождения Христа в воду Иордана произошло явление Пресвятой Троицы: слышен голос Бога-Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» и доступно зрению схождение Бога-Духа Святого как голубя. В таинстве же крещения каждый уверовавший во Христа человек может начать жизнь духовную. Крещение – это духовное рождение. В беседе с Никодимом, описанной в 3 гл. Евангелия от Иоанна Христос говорит о том, что нам надлежит родиться от воды и Духа; кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Когда верующий троекратно погружается в освященные воды крещенской купели, он умирает для жизни греховной и воскресает со Христом для жизни духовной. Вообще, символика рождения очень значима в таинстве крещения.

 

- Я была крещена моей бабушкой много лет назад. У моего родного брата уже в зрелом возрасте возникли неприятности в семье и на работе. Когда я обратилась к одному священнику, он сказал, что брату нужно креститься. Но брат не согласился без того, чтобы не покрестилась вместе с ним и я. Я повторно крестилась уже вместе с братом. Не совершила ли я чего-то вредного для своей души и для души своего брата?

 

- Ваши действия были неверными. Если Вы были крещены в детстве, то второй раз к таинству крещения прибегать не следовало. В Священном Писании сказано, что крещение едино, т.е., что оно должно быть одно. Вторично к таинству крещения прибегают, если есть сомнения, были ли мы крещены в детстве. В этом случае в чинопоследование крещения добавляются слова: «Крещается раб Божий имярек аще не крещен есть», т.е., если не крещен. Безусловно, в Вашем поступке есть элемент самочиния, в котором надо принести покаяние в таинстве исповеди. И в отношении Вашего брата здесь был элемент принуждения. Нельзя человека заставлять креститься. Неприятности в жизни – это еще не повод для крещения. Поводом для крещения прежде всего должна быть сознательная вера во Христа. Если она есть, то человек не станет ставить таких условий, что он креститься только вместе с Вами.

 

- Сейчас у нас, мне кажется, поголовно все крещены, носят кресты, но мало понимают смысл крещения. Для чего, все-таки, принимают таинство крещения?

 

- Да, еще в 19 веке писатель Лесков говорил, что Русь была крещена, но не просвещена. К сожалению, эта ситуация в чем-то повторяется, потому что по данным социологических опросов очень большой процент населения считает себя православными и, безусловно, все эти люди являются крещеными. Но среди такого большого количества крещеных людей очень небольшое количество является людьми церковными, т.е. регулярно посещающими богослужения и приступающими к таинствам исповеди и причастия. Ну, а количество людей, руководствующихся в своей жизни евангельскими заповедями, еще меньше. Очевидно, что это «малое стадо», о котором говорил Пастырь-Христос.

Крещение обязывает нас к серьезному изменению жизни. Благодать, которая дается человеку в этом и других таинствах Церкви, призывают нас к пересозданию собственной личности во Христе, к преображению своей жизни. Это – дело творческое. Вообще, если рассматривать духовную жизнь в этом ракурсе, то можно сказать, что истинное творчество – это борьба с грехом и обретение общения с Богом. В этом виде искусства главным режиссером является Бог, а человек – сотрудником у Бога в деле собственного спасения. И это возможно, только если человеком действительно ведется духовная жизнь, если он совершает напряженный труд по исполнению евангельских заповедей. Однако, без Церкви, одними собственными силами, человек ничего достичь не сможет. Это возможно только с помощью Божией, благодатью Божией, почему преподобный Серафим Саровский и произнес свои хрестоматийные слова о том, что цель христианской жизни – стяжание Святого Духа. Как возможно иметь такую цель, если не ходить на исповедь, если не причащаться Св. Христовых Таин, если не совершать усилия по исполнению евангельских заповедей?

 

 

- Я хочу креститься сама и крестить своего ребенка. Крестные могут быть одни у меня и сына, или должны быть разные?

 

- Крестные могут быть одни как у Вас, так и у ребенка, но для Вас, как человека взрослого наличие крестных родителей не обязательно. Для сына же – наоборот, крестные нужны. При выборе крестных родителей должны быть соблюдены определенные условия, например, эти люди не должны быть мужем и женой, т.к. они вступают в определенную степень духовного родства. Вообще же, наличие крестных обязательно для маленьких детей, нуждающихся в том, чтобы кто-то поручился перед Богом, что они будут воспитаны в вере и христианском  благочестии.

 

- Могу ли я креститься в Церкви с другим именем, нежели то, какое у меня в паспорте?

 

- Можете. Вопрос лишь в том, какова причина этого. Если у Вас имя не христианское, то это само собой разумеется. В других случаях, чтобы не возникало путаницы, крестятся с тем именем, которое дано при рождении. Именинами, днем небесного покровителя в этом случае считается день памяти одноимённого святого, ближайший ко дню рождения. Если же у Вас есть особое желание иметь своим покровителем святого, имеющего другое имя, нежели то, которое Вы носите, то не возбраняется имя поменять.

 

 

- Можно ли христианам вступать в брак с мусульманами?

 

- Нет нельзя. Если речь идет об истинно верующем, церковном человеке, то вступление такого человека в брак с мусульманином равносильно отречению от Христа.

Другое дело, если это было осуществлено тогда, когда человек еще не жил по-христиански. Будучи крещен, он еще не был воцерковлён, у него не было опыта сознательной христианской жизни в лоне Православной Церкви, - в этом случае ситуация другая. Но религиозный, живущий церковной жизнью христианин или христианка не могут вступить с мусульманином или мусульманкой в брак.

Для Бога нет разницы в Его отношении к тому или иному человеку, но в нашем отношении к Богу разница есть. Брак – это единство, телесное и душевное. Исходя из этого, христианин может создавать семью только с христианкой и, соответственно, наоборот. Иначе единства в браке не будет. Помимо любви земной, страстной, которая часто служит первоначальным основанием брака, существует любовь духовная. И целостность христианского брака, его высота ни с чем не сравнима. Господь заповедал нам любить Его всем сердцем и всем помышлением. Если мы отвращаемся от заповеди Божией, мы, в таком случае, отвращаемся от Христа и оказываемся на уровне чисто земных страстных интересов.

 

- У меня родился сын 20 января, вскоре после праздника Крещения Христова. С каким именем я могу его крестить?

 

- Вы можете взять церковный календарь, и посмотреть, какие мужские имена в нем есть в период от даты рождения до сорокового дня. То имя, которое Вам по душе, Вы и можете выбрать.

 

- Мы прожили с мужем 30 лет в гражданском браке не венчанные. Действителен ли наш брак перед Богом?

 

- Брак, даже не венчанный, признается браком, только не освященным Церковью. Существует чин венчания, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским еще в 19 веке, - это чин благословения союза супругов, которые уже долгое время прожили в браке. Этот чин еще не очень широко распространен, но в наших храмах он используется (московские храмы Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и свт. Митрофана Воронежского). Поэтому, даже прожив с мужем 30 лет, Вы можете прибегнуть к таинству венчания, чтобы свой брак освятить, тем более, если вы люди верующие.

 

- До какого времени можно брать после праздника Крещения св. Крещенскую воду, чтобы она действовала?

 

- До любого времени. Пока Крещенскую воду Вы можете получить в храме, пока она есть в наличии, она своей действенности не теряет. Мы не можем устанавливать какой-то срок хранения или срок годности Крещенской воды, потому что она освящается благодатью Божией, которая не зависит от времен и сроков.

 

- Некоторые различают Крещенскую воду и святую воду, взятую в Крещенский сочельник, считая, что собственно Крещенская вода обладает особой силой. Так ли это?

 

- Это суеверие. Вода в Крещенский сочельник и в самый праздник Крещения освящается абсолютно одинаково – одним богослужебным чином, никакой разницы между ними нет.

 

- Можно ли смешивать св. воду, взятую в разных храмах?

 

- Если есть нужда хранить всю св. воду в одном сосуде, - пожалуйста. Когда мы в храме причащаемся Св. Христовых Таин, мы причащаемся Христу вместе со всеми, кто в этот день приступает к Чаше; так же и с Крещенской водой. Не бывает так, что в одном храме – одна Крещенская вода, а в другом – совсем другая, нет – это действие одной благодати Божией.

 

- Действительно ли в первые минуты 19 января, в день Крещения идет из крана святая вода? Я старая и мне трудно ездить в храм на водоосвящение, я наливаю воду из крана. Действительно ли это св. вода, или ее можно получить только в храме?

 

Настоятель храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке отец Дмитрий Смирнов:

 

- Дело вот в чем. Когда во всех храмах, начиная от Японии и далее на Запад, – по ходу Солнца, - кончая Западным побережьем Америки, во всех Православных храмах освящается водное естество. Где возможно, освящают воду в реках, где возможно – в озерах, где возможно – в колодцах. В наш храм мы привозим питьевую воду в больших цистернах, которую и освящаем, потому что у нас нет рядом проточной воды. Мы веруем, что благодаря общецерковной молитве, которая совершается по всему земному шару, начиная от Японии и кончая Бразилией и Аргентиной, где тоже существуют православные храмы, освящается в течение дня все водное естество. Поэтому, если Вы с верой эту воду принимаете, то она, конечно, будет обладать теми свойствами, в которые Вы веруете. Но ничто не сравниться с наслаждением человека от Божественной службы в храме; ничто не сравнится с радостью от получения воды непосредственно от замечательного чина Великого водоосвящения. Поэтому, лучше попросить кого-то из соседей, чтобы эту воду Вам принесли непосредственно из храма. Тогда Вы увидите, что радость Вашего сердца от принятия этой великой святыни будет больше.

 

Составил Жаровский Дмитрий